Альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК).

АДК – это совокупность методик и способов, дополняющих или заменяющих речевое общение.

Кому необходима АДК:

  1. понимают речь, но не могут говорить — пользователи АДК на всю жизнь
  2. в качестве языковой поддержки:
    • временно нуждаются (после инсульта, в детстве)
    • ситуационно нуждаются (в магазине, школе)
    • плохо понимают речь и мало её используют (альтернативный язык = естественный способ общения)

Как понять, что Вашему ребёнку требуется АДК?

  1. Опросники KID и RCDI
  2. Матрица коммуникации
  3. Консультации и наблюдение у специалистов
  4. Обязательная проверка слуха для всех не говорящих детей
  5. Опросник MCHAT на аутизм для всех не говорящих детей старше 18ти месяцев

Виды АДК. Что выбрать?

  1. Мануальные знаки (жестовые языки)
  2. Графические символы (пиктограммы)
  3. Картинки
  4. Тактильные символы (реальные предметы)
  5. Технические средства (коммуникационные кнопки, панели)
  6. Программное обеспечение, приложения (Говорим молча, DisQwerty, DisType, DicCoin)

Для того, чтобы подобрать самый удобный и эффективный метод АДК необходимо провести:

  1. Оценку двигательных навыков
  2. Оценку когнитивного развития
  3. Оценку понимания речи
  4. Оценку качества социального взаимодействия
  5. Оценку особенностей восприятия (зрение, слух)

ВАЖНО!

Чтобы как можно больше людей пользовались одной и той же системой (дома, в саду, в школе).

Источники информации по АДК.

Рекомендуем к прочтению научно-популярные и художественные книги по АДК:

- Стивен Фон Течнер, Харальд Мартинсен «Введение в альтернативную коммуникацию»

- Марин Писториус «В стране драконов»

- Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра

Материалы для скачивания:

Презентация Натальи Михайловой.

Альтернативная и дополнительная коммуникация. Сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями»

Вебинары и видео:

На этом видео Алёша с помощью коммуникативной кнопки сообщает, что хочет продолжить играть с бусами:

Организации, занимающиеся АДК и предоставляющие помощь по этому направлению:

  1. Международная ассоциация АДК www.isaac-online.org
  2. Социальная школа «Каритас» www.caritas-edu.ru
  3. Институт раннего вмешательства eii.ru
  4. АНО «Физическая реабилитация»  https://physrehab.ru/
  5. Центр развития и социализации детей и взрослых с нарушениями развития «Пространство общения» https://prostranstvo-center.ru/ на страничке центра в Facebookвы найдёте много материалов о применении АДК //www.facebook.com/prostranstvo.center/
  6. Проект ранней помощи семьям особых детей «Уверенное начало»  http://confidentstart.ru/
  7. Иван Бакаидов  http://linka.su/#redirect
  8. Фонд Orangepenguin  http://new.orangepenguin.org/index.php


26 Август 2020 г.

«Мы, родители, мечемся от одного врача к другому в надежде на чудо». Почему мама ребенка с ДЦП должна стать реабилитологом

01 Июль 2018 г.

Вопрос своевременной и грамотной диагностики проблем здоровья и развития детей очень актуален. Именно ранняя диагностика зачастую может уберечь от серьёзных диагнозов. Здесь мы приведём несколько способов диагностики, которыми следует воспользоваться, если возникли какие-то подозрения и опасения